Обслуживание велосипеда Scott Scale RC после летнего гоночного сезона, нюансы и тонкости сервиса.
Активно откатав летний сезон 2016 и накрутив 1000км пробега на соревнованиях, этот гоночный карбоновый Scott Scale RC попал на обслуживание в нашу веломастерскую BikeTrip. Велосипед был собран из коробки совсем недавно, и выглядел как новый. Но по результатам диагностики, мы решили сделать ему полный и тщательный сервис, и совсем не зря! Внутри велосипеда скопилось много песка, а подшипники начали ржаветь. Так же возникли другие сложности и тонкие нюансы сервиса, с которыми мы поделимся с Вами в нашей новой статье.
При проведении полного технического обслуживания в веломастерской BikeTrip велосипед, сначала проходит тщательную наружную мойку, а затем полностью разбирается до винтика. Это необходимо периодически делать для чистки подшипников и трущихся поверхностей от старых смазок, до появления выработки и полного износа компонентов. Так же своевременная дефектовка и диагностика деталей, поможет избежать непредвиденных внутренних повреждений, которые не удается выявить и с помощью визуального осмотра байка.
Современные тенденции диктуют и устанавливают новые стандарты в велостроении. В последнее время рулевые колонки на рамах велосипеда выпускаются только в конусном (таперном) исполнении. Мы начинаем разборку со снятия колес, демонтажа тормозного калипера и снятия вилки. Под крышкой якоря наблюдаем много песка….
Вот и некоторые минусы конусных рулевых из-за нижнего увеличенного подшипника. Песок и вода активнее проникают внутрь таперного стакана и разрушают рулевую колонку изнутри, через большее отверстия снизу вилки.
За последние годы клиентам приходится часто рекомендовать замену рулевых колонок именно из-за убитых подшипников. А их в последнее время развелось так много стандартов, что поиск и подбор рулевых колонок, может отнять гораздо больше времени, чем их периодический сервис.
Подшипники рулевых колонок склонны к быстрому износу, особенно, как в этом случае, когда они были плохо смазаны с завода и забиты песком, который залетел внутрь через шток вилки. Поэтому мы всегда рекомендуем разбирать, проверять и смазывать узлы велосипеда, даже если вы получили велосипед прямо с завода, магазина или из коробки. В противном случае, вы можете увидеть ржавчину, коррозию, выработку и даже повреждения на дорогих велосипедных компонентах уже при первом Т.О.
Песок прилип даже под край выноса! Вот и причина причина звуков, хрустов и щелчков в рулевом управлении велосипеда.
Подшипники, при сборке велосипеда, не были тщательно смазаны даже снаружи. Из-за этого образовалась и начала развиваться коррозия, появились небольшие раковины на обоймах подшипника. Именно по-этому мы всегда рекомендуем полностью разбирать новые велосипеды и тщательно промазывать все подшипники, как для эксплуатации во влажных и сырых условиях.
Растворяем ржавчину на внешней обойме обойме и стараемся вручную ее удалить жесткой щеткой. Снимаем сальники, а затем промываем и ждем некоторое время, чтоб старая смазка растворилась.Затем опять полностью прочищаем, промываем, обезжириваем и просушиваем подшипники.
После просушки подшипники должны идеально вращаться. Не теряем и собираем все элементы рулевой колонки.
Набиваем смазку внутрь подшипников, и обильно смазываем посадочные места в рулевом стакане рамы.
Опять же некоторым недостатком таперных рулевых является, то что подшипники во многих стоковых рамах могут быть достаточно некачественно сделаны и, внутри могут быть мелкие шарики в сепараторе, и надо очень аккуратно их разбирать, во избежании повреждений защитных сальников, пластиковых и металлических обойм
Излишки смазки вытеснятся при вращении подшипников, и первое время ее придется вытирать снаружи рулевого стакана. Она будет пачкать первое время, но зато подшипники не заржавеют внутри, и прослужат гораздо дольше.
Затем начинаем разборку элементов трансмиссии для ее тщательной мойки. Для настройки точного переключения в дальнейшем, нам потребуется заменить тросик и сломанные колпачки тросиков. А так же откалибровать держатель заднего переключателя «петух». Возможно он был поврежден и погнут при падениях или транспортировке в автомобиле, это было видно визуально, а переключение работало не четко.
Рубашки переключения инспектируются на износ, ржавчину и наличие вылезшей оплетки под колпачками. В нашем случае трос переключения скрыт внутри, что значительно усложняет и увеличивает по времени манипуляции с заменой троса в раме . По опыту менять тросики и рубашки на рамах с внутренней проводкой приходится чаще из-за значительных внутренних и наружных перегибов. Вот и в нашем случае, колпачек тросика был сломан и требовал замены. Это была одна из причин нечеткого переключения на крайних звездах 11 кассеты Sram.
Царапины на заднем переключатели свидетельствовали, что переключатель битый, а держатель заднего переключателя петух гарантированно погнут.
Перед удалением заднего переключателя из рамы обязательно надо погреть резьбу на петухе, на винт вкрученный в нее нанесен синий фиксатор резьбы. Можно очень легко повредить шлиц под Torx T25 на заднем переключателе Sram XX1.
Извлекаем карбоновые шатуны Sram XX1 из карбоновой рамы и обращаем внимание на то, что песок просочился и внутрь каретки. Опять же детали не были смазаны перед установкой. На металлическом вале шатунов уже появилась ржавчина и пока еще незначительная выработка поверхности посадочного места под подшипник.
Трансмиссия тщательно промывается и отмывается от старой смазки и абразива под теплой водой с мягкими моющими средствами. И это надо производить регулярно-мыть и менять вовремя цепь и держать звезды трансмиссии в чистоте.
С чистыми звездами и не растянутыми цепями трансмиссия Sram прослужит очень долго.
Разбираем подшипники каретки для промывки и замены смазки.
Промываем их от пыли, и засохшей старой выработки, просушиваем и закладываем новую смазку.
Тросик фирмы Sram с черным напылением, стирается в месте сгибов, ничем не отличается по качеству и сроку службы от обычных тросиков переключения.
Манетки серии Sram X0 явно удешевлялись в производстве, вместо карбонового корпуса теперь делается металлическая штампованная крышка.
Разбираем манетку и снимаем верхнюю крышку для замены троса. Подшипник внутри манетки тоже нуждается в чистке и периодической замене смазки.
Неприятной новостью для гонщика было и то, бобышка натяжителя троса переключения, при настройке переключения с руля, повредила резьбу в пластиковом корпусе манетки Sram X01 .
Витки резьбы были немного замяты, но еще не полностью разбиты. Резьбу удалось восстановить. Обновить заходные витки и прогнать резьбу метчиком по всей длине.
Наконец-то манетка была собрана, смазана и мы занялись прокладкой тросика во внутреннюю проводку рамы. Это очень непростое дело, даже при наличии специального магнитного инструмента Park Tool IR-1. В отличии от древних рам с внешней проводкой. Пит Стоп по замене троса в новых замах отнимет гораздо больше времени. Тросики переключения должны инспектируются и меняться 1-2 раза в год .
Нарезаем и меняем комплект рубашек и колпачков, пропускаем тросик в раме. Затем осуществляем сборку, запрессовку и установку каретки Sram GXP PRESSFIT в карбоновую раму. Так же не забываем, что вал системы, и посадочные места на нем и внутренние обоймы подшипников каретки должны обильно смазаны перед сборкой.
Для точной установки карбоновой системы на велосипед, потребуется правильная затяжка прижимного винта левого шатуна с определенным моментом. Это важно, так как неправильная затяжка может привезти к повреждению посадочного места и при езде, вы можете потерять шатун от его недотяга или же наоборот передавить дорогостоящие подшипники в каретке перетянув резьбу. Система шатунов должна вращаться идеально после сборки, как по маслу!
Разбираем и чистим задний переклюк, промываем и смазываем керамические подшипники роликов заднего переключателя Sram XX1. Любриканты на основе нитрита бора рекомендованы для обслуживания и смазки керамических велосипедных подшипников.
Производим обслуживание втулок вилсета Syncros, которые созданы на втулок базе DT Swiss Промываем и меняем смазку в подшипниках, обслуживаем механизм зацепления задней втулки.
В нашем случае механизм зацепления выполнен по технологии Star Ratchet от Dt Swiss, про его обслуживание мы писали в предыдущей статье.
Следующий этап в обслуживании это замена масла в вилке. Перед операцией Rock Shox Sid с демпфером Motion Control DNA тщательно отмываем и промываем песок снизу штанов .
Песок попадает даже на резьбы крышек топкепов вилки, тщательно удалаем его.
Разбираем вилку и производим визуальный осмотр сальников, башингов и стоек вилки. Промываем паролоновые кольца.
Промываем штаны и сальники от старых смазок, затем полностью их просушиваем внутренности. При полной разборке и тщательной диагностике удfлось выявить скрытое повреждение вилки. Пластиковый корпус демпфера компрессии Motion Control DNA был сломан.
Протираем все внутренние элементы и детали вилки Rock Shox Sid, смазываем все резиновые уплотнители перед сборкой и отмеряем правильные уровни вилочного масла.
Вилочное масло было заменено на оригинальное, а блокировка заказана в Германии за 65 евро.
Поролоновые кольца пропитываются свежим вилочным маслом. Обязательная смазка сальников перед сборкой.
Уровень вилочного масла подбирается в соответствии с точной моделью, ходом вилки и модельным годом на сайте производителя. В даннном случаем заливаем оригинальные масла от Rock Shox.
Замену минерального масла в тормозах Shimano так лучше производить как минимум 1 раз в сезон. Розовое и прозрачное минеральное масло достаточно быстро темнее внутри тормозной системы. Не стоит затягивать с прокачкой тормозови полной разборкой калиперов и торомзных ручек для чистки уплотнений и внутренних резервуаров от грязи, которая попадает внутрь через уплотнения поршней тормозных калиперов.
Еще один тонкий момент, в обслуживании топовых тормозных систем. В комплекте к тормозам Shimano XTR идут облегченные винты со шлицем под 4 мм шестигранник. Хозяин велосипеда перетянул их и слизал шлицы на шляпках. Чтобы бережно извлечь винты с сорванными шлицами из скрытого крепления Post Mount в раме велосипеда нам пришлось крайне повозиться. Мы заменили их на стандартные шимановские со шляпкой под 5мм шестигранник.
После тщательной мойки цепи и обезжиривания мы наносим на нее новую смазку. Капаем в ролики по одной капле, а затем насухо протираем цепь.
В данном случае клиент захотел продолжать использовать обычные масла для смазки цепи. По этому мы НЕ применяли парафиновые смазки, в данном случае.
Так же на этом велосипеде были произведены все должные работы по подготовке к гонке, колеса протянуты, на на карбоновый подседел нанесена монтажная паста. Вот заключительной деталью обслуживания является наклейка стикера о прохождении сервиса в веломастерской BikeTrip.