Эксперименты над сломанной алюминиевой рамой Cube Attention 29 и приваривание рулевого стакана.
В нашу веломастерскую BikeTrip поступила рама Cube Attention 29 с оторванным напрочь рулевым стаканом и деформацией нижней трубы. Раму отправлялась на утилизацию,но мы решили поэксперементировать и поколхозить с ее ремонтом.
По договоренности с заказчиком мы имели полное право на эксперименты с готовой рамой, мы придумали пару тестов, которые конечно не заменят полноценных испытаний, но надеюсь изрядно нас позабавят. В ближайшем будущем планируем снять пару краш тестов этой рамы, будет весело, следите за новостями.
Данная статья несет в себе чисто информативный характер, а замена рамы будет самым правильным решением в случае таких поломок. Ремонт рам не всегда оправдан, мы не пропагандируем такие технические решения, а просто показываем возможности наших ремонтных мастерских. Наши предыдущие мысли по поводу ремонта сварки и восстановления велосипедных рам из алюминия можно прочитать в предыдущей статье.
Историю произошедшею с этой рамой мы не уточняли, но скорее всего, это было Дтп либо столкновение со стеной или неподвижным препятствием.
Рулевой стакан полностью оторвало рядом со сваркой, а нижняя труб и верхнюю труба получила сильную деформацию и рваный край.
Сначала мы удалили деформированный кусок, чтобы точно избавиться от скрытых трещин и напряжений, возникших при сминании нижней трубы.
Части рамы, подверженные таким изменениям геометрии, меняются целиком, выпиливаются поврежденные сегменты и заменяются на новые.
В этом случае мы решили не отрезать всю трубу, а попробовать обойтись малой кровью.
Затем внутрь вставили небольшую косынку и обварили по краю.
Таким образом появилась возможность восстановить трубу и сделать внутренний шов при обварке рулевого стакана алюминиевой рамы.
Затем совместили рулевой стакан и раму на стапеле. Произвели позиционирование и контроль угла наклона рулевого стакана по электронному угломеру.
Затем мы обварили контур стакана и внутреннюю часть. Пришла очередь финальной косынки. Ее изготовили из обрезка трубки из материала АД31 и обварили.
После рихтовки рамы на поверочном столе и «визуальном контроле геометрии» лазерным уровнем, мы получили готовую раму для экспериментов и тренировок. После финального торцевания и развертки внутренней поверхности рулевого стакана можно впрессовывать чашки рулевой колонки и собирать велосипед.
Спасибо парням из Metal///DIY за помощь в реализации проекта.
Небольшой видос к нашему отчету о сварке алюминиевой рамы Cube Attention представлен ниже. В целом такие операции можно отнести скорее не к полноценному ремонту, а к восстановлению и подварке, что я думаю вполне удовлетворяет требованиям большинства заказчиков.
В процессе работы всплыли как плюсы так и минусы нашей работы. К плюсам стоит отнести невысокую стоимость такой процедуры в отличии от полного цикла ремонта. К минусам — небольшие изменения в геометрии, что неизбежно. К сожалению сравнить вариант ремонта полного цикла и подварки очень сложно, зачастую сломанная рама после подварки как бы исправляет ошибки проектировщиков и обрастает усилением на слабых местах. В любом случае большое количество людей, эксплуатирующих подваренные рамы и их в целом положительные отзывы говорят о достаточной пригодности этого решения проблем с треснувшими рамами. Прежде чем выкидывать раму стоит пробовать ее подлатать, единственное только, что скорее всего раму стоит использовать в менее нагруженном режиме.
Мне было очень интересно наблюдать за процессом! Сварка алюминиевых рам очень завораживает, я долго смотрел на нее и у меня чуть не вытекли глаза. Спасибо парням за то, что смогли дать такие полезные консультации и объяснить и показать на пальцах тонкости сварки алюминиевых сплавов. В руках профессионалов весь процесс выглядит довольно просто, но эта была очень непростая технологическая операция. Мы будем и дальше сотрудничать работать и развиваться в этом направлении.