Ремонт и эксплуатация карбоновой рамы велосипеда

Как продлить жизнь карбоновой велосипедной раме?

За прошедший год наша веломастерская BikeTrip произвела большое количество работ по восстановлению и ремонту карбоновых рам, среди которых были бюджетные китайские рамы и гоночные болиды от именитых брендов. За это время нам очень часто приходилось отвечать на два очень важных вопроса от велосипедистов о  ремонте карбоновой рамы велосипеда

1. Почему ломаются карбоновые рамы?

2. Как сохранить первозданный внешний вид и максимально продлить срок службы гоночного велосипеда?

Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в этой статье посвященной эксплуатации карбоновой велосипедной рамы.

 Карбоновая велосипедная рама может прослужить вам долгие годы, но все же при определенных обстоятельствах карбон обычно ломается. Вот наш рейтинг по количеству сломанных карбоновых рам.
broked carbon frame

Сломанное перо, карбоновая рама Specialized

1. Поломка при неудачном падении или сильный удар о камень в середине трубы( часто это место максимально облегчено и подвержено большей опасности, чем соединительные узлы рамы )
2. Неудачное приземление после прыжка (карбоновые, впрочем, как и все остальные рамы не любят несимметричных нагрузок, которые возникают в случае неудачных прыжков на плоскость, вылетов с кикеров  и прочих модных элементов на трассах.
3. Дорожно-транспортное происшествие — к сожалению, бывают в нашей практике и такие случаи. Если виноват водитель, то есть вариант получить компенсацию и обновить своего «карбонового коня». В противном случае раму приходится либо восстановить, либо утилизировать. Чаще всего при таких происшествиях возникает ряд повреждений, которые приводят к нарушению геометрии велосипеда и разрыву труб. Невозможность его дальнейшей эксплуатации, либо восстановление карбона столь затратно, что проще купить новую раму.
4. Поломка из-за перетянутых тормозных ручек и монеток. За последние 9 месяцев было 5 карбоновых рам, верхняя труба которых не выдержала атаки тормозных ручек или монеток, которые были слишком сильно затянуты на руле без использования динамометрического ключа и, вместо того, чтобы свернуться при падении они проломили верхнюю трубу гоночной карбоновой рамы.
Scott broked frame

Лопнула верхняя труба карбоновой рамы Scott

5. Нарушение целостности карбоновой рамы из-за превышения разумных нагрузок — такие поломки свойственны молодым и горячим спортсменам из спортивных школ, когда после завершения очередного этапа  Кубка Мира UCI они отправляются на ближайшую кочку и начинают соревноваться в красоте и дальности полета, часто спортсмен выходит из строя раньше карбоновой рамы.
6. Умышленное повреждение рамы с целью попытки докопаться до истины и узнать, что означает  «пожизненная гарантия»
7. Повреждения карбона вызванные неправильной установкой в  велокрепления на багажники автомобилей. Как уже сообщалось ранее, наиболее слабые места карбоновых рам это центральная часть трубы. Спортсмены-любители часто хотят понадежнее закрепить раму в таком багажнике и превышают допустимый предел затяжки эксцентриковой лапки, а так как до места старта часто нужно ехать по плохой дороге нагрузка многократно возрастает, что приводит к поломке.
 Если регулярно возить грязный велосипед и закреплять его  в велобагажнике, то грязь  постепенно проточит раму, действуя как наждачная бумага.
8. Въезд в подземные гаражи с ограниченной высотой, забыв, что на крыше велосипед.
9. Поломка новых или б/у рам при доставке почтой России или транспортными компаниями.
Scott scale broked

Оторванный рулевой стакан карбоновой рамы Scott scale

 Но как же сохранить первозданный внешний вид и продлить срок службы карбоновой рамы. Для этого есть несколько простых, но очень действенных решения:
1. Повесить велосипед в чулан и не кататься.
2. Сразу после приобретения карбонового друга заехать в веломастерскую BikeTrip и оклеить раму защитной антигравийной пленкой, которая сделана с учетом всех наиболее проблемных зон.
3. Тщательно упаковывать раму при транспортировке, независимо от того едете вы на дачу или собираетесь в мировое турне.
4. Мыть велосипед перед установкой на велобагажник автомобиля.
5. Не прислонять велосипед к столбам, автомобилям или другим конструкциям. В случае дуновения ветра, велика вероятность, что велосипед упадет, а столб оставит неприятный след. Лучше всего аккуратно положить велосипед на поверхность стороной, где нет переключателей.
ремонт карбоновых велосипедных рам

Сломанная карбоновая рама Scott

 6. Соизмерять свои силы и сложность препятствий планируемых к преодолению.
7. Использовать динамометрический ключ и рекомендуемые моменты затяжки на всех элементах велосипеда болтов выноса, зажима подседельного штыря, шатунов, крепление дропаута и «петуха»заднего переключателя,
 8. Следить за наличием биений покрышки заднего колеса. Малейшее прикосновение покрышки к раме, при восьмерке или неправильном  собранном зонте заднего колеса протрет раму за один час езды по грязи.
9. Постоянно следить за состоянием и правильностью установки подшипников, отсутствием люфтов в рулевой колонке или каретке. Биения и люфты могут очень быстро разрушить и повредить посадочные места подшипников в кабоновой раме.
10. Проверять отсутствие люфтов и стуков в задней подвеске и местах крепления линков и подшипников в двухподвесных рамах.
Сломанная верхняя карбоновая труба

Повреждение карбоновой рамы от велобагажника.

 11. Использовать подседельный штырь меньшего диаметра, при котором край разрезной подседельной трубы сильно деформируется. Подседельный должен плотно входить в раму, обратите внимание на правильный подбор диаметра штыря к раме.
12. Проверяйте правильность установки и зазора между звездами системы и трубой нижнего пера. При закусывании цепи или эксплуатации в грязи правое нижнее перо может быть легко повреждено. Всегда используйте металлическую
защиту в виде наклейки за этом месте.
13. Используйте только оригинальные винты, переходники и не перетягивайте резьбы при установке тормозных калиперов.
14. Под места соприкосновения тросов и гидролиний с рамой обязательно приклеить толстую защитную пленку.
 15. Выставить тормозные ручки или подобрать комбинацию спейсеров, выноса и руля по высоте, чтобы не повредить при падении верхнюю трубу.
16. Не выдвигайте подседельный штырь и используйте специальную пасту при монтаже на места контакта карбоновых деталей.
 17. Следите за люфтом в шипах контактных педалях. Например шипы педалей Crank Brothers при износе имеют большой люфт и в рамах часто протирают перья внутренней частью велотуфель.
18. Старайтесь все же бережно относиться к топовым гоночным рамам. Не подвергайте их чрезмерным нагрузкам. Они могут быть не рассчитаны на «вечное» использование.
карбоновая рама ремонт

Сломанное перо карбоновой рамы при транспортировке.

Подводя итог хотим сказать, что современные карбоновые рамы — это творение передовых технологий, способное выдержать колоссальные нагрузки, но даже столь совершенному продукту требуется забота и уход в виде защитных материалов и динамометрических ключей, но даже если эти меры не смогли уберечь карбонового друга от повреждений наши мастера с радостью придут на помощь и профессионально восстановят раму , для тех, кто любит делать все своими руками мы предлагаем ремкомплекты, в которые входит инструкция, углеволокно, специальная смола и отвердитель.

 

Олег Велослесарь

Для самого быстрого решения вопросов по обслуживанию и ремонту велосипедов, а так же подбору компонентов. Звоните или пишите на электронную почту в веломастерскую BikeTrip в Санкт-Петeрбурге. Телефон: 7-931-323-06-42 E-mail: biketripspb@gmail.com