Сегодня мы рассмотрим такую проблему, как износ цепи. Ниже вы узнаете, что именно происходит при переключении передач и как определить, насколько изношена цепь и не настала ли пора её заменить.
Одна вещь, которая объединяет все велосипеды вне зависимости от их типа, количества передач и размера колеса, это принцип работы, в котором главную роль играет велосипедная цепь. И если ваш велосипед не новый из магазина, то велика вероятность, что его цепь, либо уже изношена, либо близка к этому.
Обычно тех, у кого велосипед уже давно, интересует,как заклеить пробитое колесо, как избавиться от появившегося шума или скрипа, как настроить переключение передач, но при этом мало кто интересуется состоянием и проверкой растяжения цепи. Вы не представляете, как много мне пришлось повидать хороших велосипедов с новым и дорогим обвесом, у которых было всё почти идеально, но при этом была сильно изношена цепь. На мой взгляд, подобное не допустимо. В этой статье мы расскажем вам, как правильно понять состояние цепи и определить симптомы износа, а также что происходит с вашей трансмиссией и из-за чего она изнашивается.
Пошаговая инструкция по определению износа цепи.
Для определения растяжения и износа цепи вам понадобится следующий инструмент: Индикатор износа цепи или рулетка.
Современная велосипедная цепь состоит из внутренних пластин, внешних пластин, штифтов, и роликов. Штифты вставляются между внешними пластинами и роликами так, что зажатая между ними внутренняя пластина может спокойно поворачиваться. Когда цепь изнашивается, с ней происходят две вещи. Первая называется «растяжение цепи». Конечно, можно подумать, что со временем цепь удлиняется из-за того, что растягиваются пластины, но на самом деле проблема состоит в том, что из-за постоянного воздействия отверстия внешних пластин, в которые вставляются штифты, постепенно расширяются, вследствие чего увеличивается расстояние между штифтом и пластиной, и соответственно удлиняется вся цепь. Другая проблема связана с роликами. Из-за постоянного механического взаимодействия с зубьями звёздочек со временем они изнашиваются, и между ними и пластинами появляется небольшой люфт, что выражается в постороннем шуме и негативно сказывается на переключении передач.
Новая велосипедная цепь имеет шаг ½ дюйма (расстояние от одного штифта до другого), что соответствует расстоянию между зубьями на звёздочках. Когда со временем происходит растяжение цепи, то шаг цепи тоже чуть увеличивается, что негативно сказывается не только на качестве переключения передач, но и на состоянии звёздочек. Если вы по каким-то причинам долго используете изношенную цепь, то вместе с ней страдают все звезды трансмиссии. Поэтому не затягивайте с заменой цепи. Звёзды могут пережить до трёх-пяти замен цепи прежде, чем сами выйдут из строя, но если вы слишком долго используете изношенную цепь, то при установке новой, она может просто не подойти к вашим уже изношенным звёздочкам. Если вы почувствовали проскок цепи на отдельных звездах и вы видите заусенцы на краях звезд. Знайте, они изношены и кататься с такими звездами не безопасно. Полная замена звезд трансмиссии производится полностью с заменой передних звезд системы, задней кассеты или трещотки, новой цепи и желательно новых роликов заднего переключателя.
Специальный инструмент для проверки растяжения с индикаторной шкалой износа цепи.
Диагностика при помощи индикатора износа цепи.
Шаг первый: Установите шкалу инструмента на 0 и вставьте его в отверстия между роликами.
Шаг второй: Если инструмент даёт показания больше 0.75, то цепь изношена и подлежит замене.
Диагностика при помощи рулетки.
Шаг первый: Установите начало рулетки с отметкой 0 на штифт цепи.
Шаг второй: Отсчитайте 24 штифта и измерьте. Расстояние должно быть равно 12 дюймам. Если расстояние отклоняется от нормы больше чем на 1/16 дюйма, то цепь подлежит замене.
Примечание. Если у вас нет измерительного прибора с дюймами, вы можете потом перевести результат из расчёта 1 дюйм = 2.54 см